Российская
законодательная база образования ребенка-инвалида.
В последнее десятилетие был принят ряд законов,
направленных на усиление социальной поддержки детей - инвалидов, их положение
остаётся тяжёлым, что связано как с недофинансированием принятых социальных
программ, так и с отношением общества к инвалидам. Эти обстоятельства требуют
особого внимания к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды, определения
того, что препятствует их успешной интеграции в общество.
Во
всём мире приняты законы, регламентирующие права инвалидов:
• Всеобщая Декларация
прав человека (ООН, 1948)
• Декларация прав
ребенка (ООН, 1959)
• Конвенция о борьбе с
дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
• Декларация
социального прогресса и развития (ООН, 1969)
• Декларация о правах
умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
• Декларация о правах
инвалидов (ООН, 1975)
• Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН,1979)
• Санбергская
декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981)
• Всемирная программа
действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
• Конвенция о правах
ребенка (ООН, 1989)
• Всемирная декларация
об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей
(Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
• Стандартные правила
ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)
• Саламанкская
декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования
лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми
потребностями, Саламанка, Испания, 1994)
• Гамбургская
декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию
взрослых, Гамбург, Германия, 1997)
• Дакарские Рамки
действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный
форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)
• Конвенция о правах
инвалидов (ООН, 2006)
Эти международные
правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право
каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое
не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая,
религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние
здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие
статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.
В понятие «социальное
государство» входит также гарантированное конституционное право каждого ребенка
на бесплатное образование. Тем самым, Российское государство, приняло на себя
обязательства любым способом обеспечить права детей-инвалидов на образование:
либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в
системе государственных учреждений (в «натуральном» виде), либо компенсацией
семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы
образования (в денежном виде). И то, и другое представляет собой выполнение
обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых
бюджетных средств .
В соответствии со ст. 18 Закона «О социальной
защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты
населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта
обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую
адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения
детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных
учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
• каждый ребенок имеет
основное право на образование и должен иметь возможность получать и
поддерживать приемлемый уровень знаний;
• каждый ребенок имеет
уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• необходимо
разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким
образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и
потребностей;
• лица, имеющие особые
потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных
школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов,
ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих
потребностей;
• обычные школы с такой
инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с
дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах,
построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более
того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают
эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Возможность реализации
инклюзивного подхода заложена в рамках
действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
Закон Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об
образовании» - гарантирует получение
образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1
ст.5).
Действующий закон РФ
«Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными
особенностями здоровья:
• родители и законные
представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования,
так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1
ст.52;
• по заключению
психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей
(законных представителей), допускается направление детей с ограниченными
возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения
(классы, группы) – согласно п.10 ст.50.
Федеральный закон «О
ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Федеральный закон
принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года и одобрен Советом Федерации 27
апреля 2012 года.
Федеральным законом
ратифицируется Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция).
Конвенция направлена на
обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической,
экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию),
ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и
осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание
эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.
Общими принципами
Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов и присущего им
достоинства, признание инвалидности в качестве компонента человеческого
многообразия, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин,
уважение прав детей-инвалидов.
|